МБОУ СОШ п. Быстринск Ульчского муниципального района Хабаровского края
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа п. Быстринск Ульчского муниципального района Хабаровского края
ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ НА ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ МБОУ СОШ П. БЫСТРИНСК
  • (42151)54-0-10
  • school.bistrinsk@yandex.ru

Электронный дневник

Участие в VI международном конкурсе научно-исследовательских и творческих работ учащихся "Старт в науке". Февраль-март 2019 года. Москва.

26 февраля 2019 года. Выступление учителя МБОУ СОШ п. Быстринск Ульчского муниципального района Хабаровского края Егоровой И.К. на конференции «Современные проблемы школьного образования» в г. Москва (Российская академия естествознания)

Тема выступления: «Патриотическое воспитание – неотъемлемая составляющая современного школьного образования».

Автор: Егорова Ирина Константиновна, учитель русского языка и литературы, педагог дополнительного образования МБОУ СОШ п. Быстринск Ульчского муниципального района Хабаровского края.

            Современное образование подразумевает формирование, становление творческой личности, способной решать самые сложные задачи.

              Но ведь есть опасность, что в погоне за новыми знаниями и открытиями мы потеряем патриотов. И дети, став взрослыми, не задумаются над тем, что в первую очередь именно Россия, их родная страна, ждёт от них отдачи.

            Нельзя не согласиться со словами Владимира Владимировича Путина: «Патриотизм, как мы с вами знаем, это ни что другое, как любовь к Родине. Без этого ни одна страна существовать не может, она просто растворится, как кусочек сахара в чае».

                 Как же поступить, что же предпринять, чтобы воспитание гражданина-россиянина интегрировалось в образовательный процесс и не выглядело декларативным?

                Хочу показать на примере нашей малокомплектной сельской школы, что это возможно. Федеральный государственный образовательный стандарт предусматривает проектную деятельность как основополагающую в образовательном процессе. Участники школьного научного общества «Открытие» последние годы  поработали над проектами, имеющими отношение к малой Родине: «Создание экологической тропы в Быстринске с целью сохранения дальневосточной флоры и орнитофауны», «Возможности развития экотуризма в Быстринске и его окрестностях», «Способы сохранения и развития малых дальневосточных нижнеамурских сёл Быстринск и Решающий», «Сохранение традиций ульчского народа  в творчестве М. Дечули и других поэтов  Ульчского района», «Измерение скорости течения реки Амур», «Только он не вернулся из боя» (о судьбе прапрадеда, Самара Арсентия Игнатовича, погибшего в бою  под Москвой в  1942 году), «Родом из детства» (о жизни и творчестве дальневосточного писателя, члена Союза писателей РФ,  уроженца Быстринска, Владимира Иванова). Это далеко не полный перечень.

                     Г. Гегель утверждал: «Истинное мужество просвещенных народов состоит в готовности к самопожертвованию во имя родины». Но как, в противоречие с современными программами по литературе, не навязываясь, не превращая благое дело в фарс,  подготовить детей к самопожертвованию во имя Родины?

                     Мы считаем, что роль школьного музея в современном образовательном процессе невозможно переоценить. В нашем небольшом музее ребята имеют возможность не только увидеть портреты каждого из быстринцев-участников Великой Отечественной войны, портреты участников трудового фронта, но и познакомиться с материалами о них из альбомов, презентаций, выполненных выпускниками разных лет. Собран и хранится в музее, доступен для всех материал обо всех быстринцах, чьё детство пришлось на страшную пору Второй Мировой войны, о ветеранах труда, об истории создания посёлка, школы. Предметы быта быстринцев, основавших посёлок 82 года назад, предметы быта коренных народов Приамурья находятся в нашем музее на всеобщем обозрении, и всем, кто приходит к нам в гости, становится понятно, с чего начинается Родина.

                   На видном месте стоят потёртые, зачитанные несколькими поколениями детей книги, ставшие в наше время реликвиями. Это «Повесть о Зое и Шуре» Любови Тимофеевны Космодемьянской, «Повесть о сыне» Елены Николаевны Кошевой. Все наши выпускники с интересом по очереди, трепетно,  перечитывают их и приобретают знания о ровесниках, сумевших грудью встать на защиту своего Отечества в страшные годы войны. Старенькая, 1966 года выпуска, книга Анны Васильевны Смоляк «Ульчи», выпущенная в 1966 году издательством «Наука», хранимая в нашем музее, помогает ребятам в их исследовательской работе, в их познании культуры одного из самых малочисленных народов  на планете Земля (Всего три тысячи семьсот человек). Есть современные каталоги, есть ресурсы Интернета, но ничто не заменит книгу автора, лично исследовавшую загадки этого таинственного и прекрасного народа. Благодаря этой книге в 2017-2018 учебном году ученикам 7 класса удалось много узнать о быте и культуре ульчей и поделиться результатами изучения в своих исследовательских работах «Ремёсла ульчей. Конец девятнадцатого – начало двадцатого века», «Орудия охоты и рыбалки ульчей. Конец девятнадцатого – начало двадцатого века», "Украшение одежды ульчских и нанайских женщин. Конец 19-начало 20 века».

                  Походы, экскурсии, встречи с жителями посёлка, дружба с казаками Амурского казачьего войска, с представителями христианской православной церкви, уроки Мужества, акции «Бессмертный Полк», «Подарок Ветерану», «Нет забытым могилам!» – это тоже неотъемлемая часть патриотического воспитания. Региональный компонент – часть любого урока. Патриотическое воспитание должно быть неотъемлемой составляющей современного школьного образования, оно должно быть естественным, как вдох и выдох, не навязанным, не надуманным.

                   В 2018 году ученик третьего класса нашей школы Павловец Данил стал победителем в конкурсе на лучшее стихотворении о Родине в проекте «Литературная Россия». Его искренние, детские слова о Родине стали эпиграфом к пятому тому серии «Народная энциклопедия» «Родина у нас одна», выпущенной в 2019 году:

Родина у нас одна!

Нам она навек дана!

Надо Родину любить!

Надо Родину ценить!

Надо Родину беречь!

Надо Родину стеречь!

Родина – она как мать!

Её надо защищать!

               Правнук участника Великой Отечественной войны уже в третьем классе понимает, что Родина – как мать.

               Я убеждена: чтобы вырастить детей патриотами, необходимо понимать, что патриотическое воспитание – неотъемлемая составляющая современного школьного образования.